В городах, где многие квалифицированные работники оказывались без возможности заработать, возникла так называемая “гаражная экономика”. В гаражах чинят машины, собирают мебель, делают бетонные блоки, а иногда даже живут. Особенно хорошо такие промыслы развились в городах, где предприятия-гиганты отправляли людей в отпуск без содержания. Теперь там до четверти населения работает в “тени”. Впрочем, администрация таких городов знает об этой деятельности и взимает с гаражников оброк.
НЕ БИЗНЕС, А ПРОМЫСЕЛ
Фонд поддержки социальных исследований “Хамовники” предоставил результаты проекта “Гаражная экономика”. Как пояснили его авторы Александр Павлов и Сергей Селеев, в “гаражную экономику” вовлечено в среднем 15% трудоспособного населения крупных, но небогатых городов России.
Гаражная экономика - уникальный социально-хозяйственный феномен, широко распространившийся по России. В ряде городов эта экономика кормит до трети населения. При этом чем регион беднее, тем распространеннее в нем гаражный труд. Специализация гаражных промыслов разнообразна. В Тольятти и Набережных Челнах их продукцию покупают ВАЗ и КамАЗ, в Ульяновске работают мебельные производства, на юге отдельные гаражно-строительные кооперативы (ГСК) превратились в “таунхаусы” для сдачи отдыхающим внаем. Если в Ульяновске занятые в гаражах составляют примерно треть экономически активного населения, то в Анапе - 25%. По мнению ученых, это говорит о возрождении системы промыслов.
- В свое время в России промыслы обеспечивали до 70% потребностей населения, - рассказал Симон Кордонский, ординарный профессор НИУ-ВШЭ. - После 1956 года их почти уничтожили. А с принятием в 1988 году закона о кооперативах промыслы стали возрождаться. Почему то, что делают в гаражах, надо называть промыслом, а не бизнесом? Потому что бизнес нацелен на капитализацию и его можно продать. А промысел нацелен на репутацию и продать его нельзя.
ИСТОРИЯ ГАРАЖЕЙ
Массово гаражно-строительные кооперативы появились в 60-е годы прошлого века. Тогда стать пайщиком кооператива можно было, заплатив 3 - 4 тысячи рублей. Размеры бокса зависели от размера автомобиля. При этом использовать бокс можно было лишь для хранения машины и прочих вещей - законодательство было весьма строгим. Собственником бокса был кооператив, сам гражданин считался лишь пользователем.
К 80-м годам регулирование деятельности кооперативов значительно ослабло, и в гаражах стали заниматься авторемонтом. Как склады их использовали “цеховики”. В 1990-е годы стало возможным оформить гараж в собственность, и количество боксов резко возросло. Их стали активно использовать для промыслов. К рубежу тысячелетий появились гаражи-офисы и гаражи-магазины, а потом стали перестраивать гаражи под жилье. Сейчас законодательство позволяет строить на землях ГСК фактически все что угодно. А точнее, что разрешит их руководство.
Далеко не в каждом гаражном кооперативе развивается производство. Оно расцветает в первую очередь там, где можно подключиться к линии электропередачи. Важна хорошая транспортная доступность, наличие коммуникаций, просторные боксы и отсутствие угрозы сноса кооператива.
- Скажите, а электричество воруют? - поинтересовались у докладчиков на пресс-конференции.
- Да, - коротко ответил Александр Павлов.
По словам Павлова, воровство электроэнергии регулируется “по понятиям”: сами гаражники следят, чтобы распределение было честным. “По понятиям” решается многое. В частности, тех, кто много сорит - например, производителей мебели, - заставляют оплачивать мусорные бункеры. Большинство хозяйственных вопросов решается сообща. Нарушителей наказывают, и случалось, что неплательщиков взносов переселяли в худшие боксы, например, подтопляемые водой.
“А”-СПРАВКА
Основные виды гаражной деятельности:
Авторемонт - автосервисы, студии по тонировке, установка звука, шиномонтаж.
Производство мебели - особенно развито в Ульяновске, - число занятых - до 40 тыс. человек.
Производство строительных материалов - гвозди, сетка-рабица, тротуарная плитка, бетонные блоки, фигурные жестяные элементы.
Аренда - распространена в Анапе, Сочи, Москве, Ханты-Мансийске. В Анапе более 50% гаражей используются как жилье.
Криминал - автомобильные “подставы”, разбор и “отстойники” для угнанных машин.
ПОРТРЕТ ГАРАЖНИКА
Типичный гаражник - мужчина в возрасте от 30 до 55 лет. Женщин в гаражах мало, они работают только на более-менее крупных производствах, где уже есть разделение труда. Обычно у него есть семья с одним-двумя детьми. Пьет он мало - ему “некогда” или “незачем”. Как правило, его образование не соответствует текущей деятельности. Среди гаражников мало людей с высшим образованием.
- Людям с высшим образованием тяжело уйти в гараж, - пояснил Павлов. - Многим обладателям высшего образования в 35 - 45 лет кажется, будто за высшее образование им кто-то что-то должен. А на самом деле это образование уже есть почти у каждого.
Основная мотивация ухода в гаражи - желание обеспечить себя и свою семью. Ученые отметили, что гаражное производство особенно быстро развивалось в тех городах, где предприятия-гиганты часто отправляли работников в отпуска без сохранения зарплаты.
- По 3 - 7 процентов населения формально имели работу, но на самом деле не получали зарплату, - объяснил Павлов.
В итоге люди отчаялись найти работу, которая обеспечит им нормальное существование. Перестали надеяться на государство и решили спасать себя сами.
Еще одним мотивом для ухода в гаражи стало давление государства на мелкий бизнес. Тогда бизнес просто решили продолжить “в тени”. В частности, исследование показало, что в одном из крупнейших ГСК Ульяновска опыт предыдущей легальной предпринимательской деятельности есть у трети гаражников. И сейчас у половины из них оформлено ИП, но декларации в налоговую сдаются “нулевые”.
- У нас образовалась целая прослойка людей, которые не могут ответить на вопрос “чем ты занимаешься”, так как они занимаются всем, что подвернется, - пояснил Павлов.
ЗАРАБОТОК И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Впрочем, прибыльнее всего заниматься какой-то специфичной деятельностью. Среди гаражников-одиночек наибольшие заработки имеют люди с уникальными навыками, пусть и ограниченно востребованными.
- Никаких сверхдоходов в гаражах получить нельзя, - объяснили исследователи. - Ставка твоего труда определяется справедливостью. Да, ты можешь получить много денег за шиномонтаж. Но сезон длится всего два-три месяца в году. Как только человек начинает выходить за рамки средних доходов, на него обращают внимание власти.
В гаражном промысле редко встречаются классические отношения “работодатель - работник”. Чаще дело организовано по принципу артели - учитывается доля труда каждого и доход делится пропорционально этой доле. Соответственно, график работы гибкий - труд начинается тогда, когда появляется заказ. Нередко гаражники привлекают к работе своих детей, и почти всегда платят им зарплату.
- В частности, мы нашли в Ульяновске предприятие по производству мебели, где работает вся семья, - рассказал Селеев. - И родители, и взрослые дети с невестками. Они ранее занимались всем подряд - работали в колхозе, затем продавали мясо. И вот наконец нашли свое дело. Теперь цель их жизни - передать это дело потомкам.
Узкие специалисты набирают себе учеников и передают им опыт. Существуют и так называемые “коллективные” гаражи, ими пользуются по очереди несколько человек. Многие гаражники имеют официальную работу и не бросают ее до тех пор, пока не заведут стабильный пул клиентов, который обеспечит их бесперебойными заказами.
“А”-СПРАВКА
Доходы и расходы:
Шиномонтаж - заработок за сезон одного пункта шиномонтажа составляет 120 - 160 тысяч рублей. От 20 до 50% стоимости заказа получает шиномонтажник, остальное - владелец.
Автосервис - на двоих работающих приходится 60 - 120 тыс. рублей в месяц в регионах и около 90 - 600 тыс. в Москве.
Автоэлектрик - в регионах заработок составляет 40 - 60 тыс. рублей, 70 - 100 тыс. в Москве. Автоэлектрик-диагност и карбюраторщик получают на 20 - 40 тыс. больше.
Мебель под заказ - в среднем зарабатывают 20 - 40 тыс. рублей. Узкие специалисты могут зарабатывать вдвое больше, но нет стабильного потока заказов.
Автомойка на два поста - доход колеблется от 40 до 250 тыс. рублей. Мойщики получают 30 - 50% от суммы заказа.
Производство бетонных блоков - один рабочий при двух бетономешалках и нормальной загруженности получает 20 - 40 тыс. рублей. На производстве пенобетонных блоков можно заработать до 60 тыс. рублей в месяц.
Аренда - средняя ставка аренды жилого гаража в Москве и Ханты-Мансийске составляет 7 - 10 тыс. рублей в месяц. В сезон в Сочи зарабатывают до 5 тыс. рублей в день.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ВЛАСТЯМИ
Муниципалитеты в курсе того, что происходит на их территории. Вплоть до уровня доходов гаражников.
- Их обкладывают оброком, - пояснил Павлов. - Собирают “дань” на дороги, на праздник, на благоустройство города. Никто не сопротивляется, все платят. Потому что все в курсе, кто чем занимается и сколько денег от этого получает. Конечно, теоретически власти могли бы бороться с явлением. Но на практике это сделать сложно - нужно проводить контрольные закупки, каким-то образом доказывать, что на самом деле это работа за деньги, а не помощь, к примеру, родственнику или другу. Это просто невыгодно - оборот небольшой. Гораздо выгоднее предложить делиться. Тем более что муниципалитеты, как правило, небогаты.
В ряде регионов власть сделала шаг навстречу гаражникам - в обмен на “выход из тени” они могут получить дотации, субсидии, кредиты и прочие льготы от муниципалитетов. По словам Селеева, в Ульяновске, например, создана ассоциация мебельщиков для вывода промысла из тени:
- Им было сказано: мы вам даем три года, вы все входите в эту ассоциацию, регистрируетесь и легализуетесь. Кто через три года не войдет, тех будут прижимать. Они должны зарегистрировать свою деятельность. Взамен им обещают всевозможные дотации, субсидии, кредиты, льготы. Ассоциация будет отдавать 10% членских взносов в муниципальный бюджет. Как добровольные пожертвования.
Решают в ГСК и имиджевые проблемы властей:
- К примеру, в Набережных Челнах местные власти договорились о том, что гаражный кооператив проведет субботник, - объясняют исследователи. - Ну, мужики собрались и в пятницу все убрали. А в субботу приехало начальство с высокопоставленными гостями и журналистами, показать красивую картинку субботника. Вышел скандал, отношения ГСК с местными властями осложнились на какое-то время.
“А”-СПРАВКА
Из путевых заметок исследователей о Набережных Челнах:
“Все местные жители, которых мы спрашивали про гаражные производства, единодушно отвечали, что за этим нужно идти в “Гренаду”. И они не обманули. ГСК “Гренада” - это кооператив примерно на тысячу боксов с центральным отоплением. Основной вид работ - производство запчастей для КамАЗа. Что интересно, стратегия развития города, которую писала одна из консалтинговых фирм, предусматривает вывод гаражников из тени через признание их официальными поставщиками завода.
Помимо этого, в “Гренаде” есть магазины, кафе, производство окон, мебели. Не говоря про стандартные станции техобслуживания и шиномонтажи. Около двух третей владельцев в этом кооперативе занимаются каким-либо видом производства, причем с применением станков. Для поддержания порядка внутри ГСК каждая линия боксов избирает старшего по линии, который представляет их интересы на собраниях”.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
Посредником в общении с местными властями становится председатель ГСК. Это фигура авторитетная, а не номинальная. Общение с председателем, как и многое происходящее в ГСК, тоже происходит “по понятиям”:
- В Анапе одному из ГСК выставили штраф за отсутствие надлежащего количества пожарных гидрантов. Всего их в городе шесть. А от ГСК потребовали, чтобы у них было три гидранта. Это, мягко говоря, не очень справедливо. Штраф решено было разделить между всеми участниками кооператива. Однако часть людей возмутились и обвинили председателя в том, что он бездействовал и не оградил их от штрафа. Тогда он предложил им самим решить вопрос. Они не смогли. Как говорится, кинули “предъяву”, но за базар не ответили. В итоге штраф оплачивали все. Авторитет председателя больше сомнению не подвергался.
Как говорят исследователи, место председателя иногда настолько желанно, что его пытаются добиться любым путем. В частности, в Тольятти есть крупный ГСК с более чем пятью тысячами боксов. Там собираются очень солидные взносы, к тому же можно продавать гаражи. В результате три председателя поменялись там в ходе рейдерского захвата власти. В одном из случаев даже произошло убийство, и убийцами были дети погибшего. Во главе этого ГСК до сих пор стоит председатель, поставленный после рейдерского захвата. Но иногда председателям удается добиться успеха и благодаря счастливому случаю:
- Нам рассказали историю одного из председателей, - поделились ученые. - В самолете он удачно занял соседнее кресло с губернатором. Они все вопросы “порешали”. Теперь этот председатель - уважаемый человек, у него все ГСК застроено.
Обычно, если председатель не готов идти навстречу людям и решать вопросы с электричеством, с местными властями, его пытаются сменить. Возможность для этого есть во всех старых ГСК - там оформить один бокс в аренду может и сотня человек, они все станут членами ГСК. И на голосовании могут поставить “своего” председателя.
РЕПУТАЦИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ
Абсолютное большинство гаражников используют недорогой инструмент и станки. К примеру, для производства мебели можно купить инструмент всего на 5 - 10 тысяч рублей. Остальное делается “на коленке”. Исследователи встретили и наклеивание мебельной кромки утюгом, и рихтовку кувалдой, и шлифовку дерева стеклом от бутылки. Распространено самостоятельное изготовление инструментов. Многие из них уникальны.
Рекламой гаражники пользуются редко. Разве что в интернете. Их тактика поиска клиентов очень редко воспринимается как прямое предложение товара или услуги. По этой причине гаражная деятельность остается незаметной для обывателей. Чаще всего используется “сарафанное радио”. Постоянные клиенты приводят новых, поэтому для мастера очень важна репутация.
- В 90-е в Набережных Челнах масштаб гаражного производства был громадным, - поясняет Павлов. - Собирали даже двигатели для КамАЗа - под старые номера. И продавали по заводским ценам. Их брали, были уверены в качестве.
Вследствие такого подхода клиентская база у гаражников не пересекается. Нет конкуренции - каждый работает на своих клиентов. Многие говорят, что “быть полезным” или “помочь людям” для них важнее денег. И действительно, в их положении потеря репутации - растрата нажитого социального капитала.
Полина Самойлова
Источник: http://www.solidarnost.org
|