Профсоюз: «Сократили 200 человек, а не 1500»
ОАО «ТВЗ» – градообразующее предприятие Тверской области, когда-то самое развитое и преуспевающее. Сегодня оно находится в глубоком кризисе. Текущих объёмов заказов не хватает, чтобы производство работало на 100% своих возможностей. Вагонзавод экономит на всём. Сейчас рассматривается вопрос о выводе непрофильных активов с территории завода, то есть некоторые цеха скоро будут вести самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность. Оптимизация затронет и самый болезненный – кадровый вопрос. Учитывая общую стагнацию рынка вагоностроения и слишком умиротворённую позицию ЗАО «Трансмашхолдинг», куда входит ОАО «ТВЗ», увольнения на заводе были и будут. Не спасет и модерновая концепция управления «Бережливое производство».
Тем не менее митинг за спасение ТВЗ, широко распиаренный в прессе, был отменён. Заказчики, руководство завода и рабочие пришли к компромиссу. О ситуации на заводе «Караван» узнал у заместителя профкома ОАО «ТВЗ» Лидии Жарняк.
– Руководство нашего заказчика ОАО «ФПК» (Федеральная пассажирская компания) взволновано ситуацией. Наш гендиректор Андрей Соловей ездил в Москву 7, 8 и 10 ноября на встречу с руководством холдинга и нашим заказчиком. В Москве решался вопрос о дальнейшей загрузке завода на 2015 год и оплате договорных обязательств по 50 двухэтажным вагонам за 4-й квартал 2014 года. Надеемся, деньги у завода появятся. На сегодня по плану октября уже изготовлено 15 двухэтажных вагонов, 35 вагонов в плане ноября-декабря.
– В чём же причина недовольства заводчан?
– Нам стало известно, что ОАО «ФПК» не собирается оплачивать контракт на 50 вагонов. Снова заговорили о сокращениях, о неясности с заказами на 2015 год, об остановке предприятия и невыплате материальной помощи за декабрь-январь. Нас волнует загрузка людей на ближайшие месяцы, а также планы на 2015 год. Хотелось бы получить деньги от ФПК за заключенный и отрабатываемый контракт. И мы решили организовать эту акцию.
– Сегодня ТВЗ ведёт политику оптимизации – выводит непрофильные активы с территории предприятия. Не приведёт ли это к разрушительным последствиям?
– На практике это не означает, что все подразделения уйдут, нет, они останутся, но будут самостоятельными. К примеру, продукция литейного цеха – 3% от готового продукта завода, поэтому цех реорганизуется в отдельное предприятие. Та же судьба постигнет прачечную и автотранспортный цех. С начала 2014 года вагонзавод работает по 4-дневной рабочей неделе. Это было известно ещё в октябре 2013 года. Нами был подписан документ о том, что рабочие будут отдыхать в январе, несколько дней в мае, получат общий корпоративный отпуск в августе, также не будут работать в декабре 2014 года. Режим неполной рабочей недели – следствие неполной загрузки производства и желание сохранить кадры. Коллектив принял такие условия сам, чтобы избежать массовых сокращений, потому что тогда мы могли бы сократить сразу 4000 человек (сегодня численность на ТВЗ порядка 7 тысяч). Профсоюзным комитетом и дирекцией было подписано соглашение об ограниченном количестве сокращаемых работников на заводе (не более 1500 чел). Сегодня сокращено порядка 200 человек, а это, сами понимаете, не 1500.
Кроме ТВЗ в создании вагонов участвуют и другие площадки, в частности, партнёр по холдингу – «Центросвармаш», на территории которого есть и участки ТВЗ. Из-за отсутствия заказов они могут подвергнуться сокращению.
– Сейчас планируются сокращения на участках сборочно-сварочного цеха в связи с отсутствием заказов на вагоны метро. И это несмотря на то, что совсем недавно было приобретено уникальное оборудование, производящее рамы тележек метро. Так получилось, что в своё время предприятие холдинга «Метровагонмаш» не смог осилить партию заказов от Московского метрополитена и обратился к нам за помощью. Но сегодня заказов на вагоны метро нет – завод вынужден был сократить этот участок, – поясняет Лидия Жарняк.
– Насколько актуальны сегодня претензии по качеству вагонов?
– Это всё наговоры, – улыбается Лидия. – Сейчас многие обсуждают пожар в двухэтажном вагоне… Пожара как такового не было. Несчастный случай: металлический лист слетел со строительного забора прямо на крышу одного из вагонов, перерезав высоковольтный контактный провод. И качество вагона было таким, что он полностью не возгорелся – сработали автоматические системы безопасности, все люди были спасены. Проезд на наших вагонах стоит дешевле, чем на аналогах. В основном они курсируют в летний период по направлению Москва – Адлер.
Заказчик:
«Мы заплатим за все»
На следующий день после консультаций с представителями РЖД и «Трансмашхолдинга» Андрей Соловей встретился с рабочими. Мне на это собрание попасть не удалось из-за того, что служба безопасности ТВЗ не может оформить пропуск на предприятие меньше чем за сутки. Впрочем, вывод очевиден – прессе кулуарную информацию давать не захотели.
Большинство участников собрания, как нам стало известно, высказались в одном ключе: «Слишком много обещаний, об этом уже говорили». Напомню, что изначально митинг вагонников должен был состояться ещё в конце апреля 2014 года, но обещания директора и выбитый контракт на 50 вагонов для «ФПК» остудили пыл заводчан.
– Реальные действия начались, когда мы пообещали выйти на улицу, – комментирует Лидия Жарняк.
Кроме того, ОАО «ФПК» отправило к заводчанам и опубликовало в прессе письмо с заверениями о дальнейшем сотрудничестве и поддержке ТВЗ заказами. Даже если бы апрельский или ноябрьский митинг состоялся, то несколько тысяч вагоностроителей на улице перед администрацией города и области вызвали бы лишь общественный резонанс. «Вагонзавод» – частная структура, и наши власти могут помочь лишь в поиске заказа или раскручивании бренда, скажем: «Вагонзавод – промышленный символ Тверской области» или «Гордость верхневолжского машиностроения» и т.д. А могли бы сразу двух зайцев если не убить, то хотя бы подстрелить. Помимо модернизированного завода, загибающегося по причине недостатка заказов и непонятной политике Трансмашхолдинга, в Твери есть замечательное предприятие МУП «ГЭТ», которое барахтается из последних сил в надежде на спасение: а ведь у них нет нормального парка трамваев, изношенные рельсы и инфраструктура. Неужели Шевелёв, Корзин и Тимофеев не могут полюбовно договориться и заказать у ТВЗ хотя бы десяток новых трамваев? Тем самым область и город реально поддержали бы ТВЗ и решили свои локальные задачи.
ОАО «ТВЗ» входит в ЗАО «Трансмашхолдинг», который, в свою очередь, сотрудничает с французской компанией «Alstom Transport». ОАО «ТВЗ» получает заказы с большим трудом. Возможно, всё дело в маркетинговой службе завода или в стагнации рынка вагоностроения, а может, и во французском партнёре. Стоит задуматься о реальной заинтересованности французов в развитии российского транспорта. Может, проще загубить последние промышленные ростки и поставлять в Россию импортные вагоны?
Остаётся надежда лишь на директиву Минпромторга, согласно которой все госкорпорации принудят покупать отечественную продукцию. В 2015 году импортные станки, оборудование, машины, вагоны можно будет брать лишь в том случае, если отечественный аналог будет отсутствовать.
Рабочие: «Заказов ноль, положение аховое»
В этой истории больше всего пострадают не французские и российские компании и не транснациональный вагоностроительный рынок. Жаль рабочих, которые варили металлические каркасы для вагонов, тянули проводку, обшивали вагоны изнутри.
Накануне несостоявшегося митинга в аллее Трудовой славы я влился в огромный поток заводчан, только что отработавших смену. У большинства респондентов настроение было невеселым.
– Работаю на заводе 13 лет, зарплата стала меньше, работы меньше, кто ж может быть доволен, – бросает на ходу круглолицый мужчина.
– Рабочие хотят работать! Конечно, инициативу стоило проявить раньше, чтобы заботы людей дошли до правительства. А пока заказов на следующий год ноль, положение аховое, – говорит кузнец Юрий.
Услышав, что митинг, возможно, отменят, один рабочий бравировал:
– Надо выходить на Дорошиху, перекрывать пути и стучать касками по рельсам.
На вопрос о сокращении зарплат усатый респондент реагирует особенно болезненно:
– У кого она понизились? У нас – работяг. А у руководства как была зарплата раздутая, так и осталась. Да ещё, б***, свой аппарат раскрутили дальше некуда. Заказы искать – да им это не надо! И так хорошо устроились.
– Проблемы начались с 2007 года, когда завод стал дробиться на дочерние компании, перед вступлением в «Трансмашхолдинг». Сокращения есть и будут, – заявляют Светлана и Вера. – Маркетинг на предприятии вообще не работает. Договоры давно не заключаются, а зарплату сидят, получают.
Павел Кириллов
Источник: http://www.etver.ru/novosti/82547/ |